КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Инфекции мочевых путей (ИМП) являются одними из наиболее распространенных бактериальных инфекций. В мире ежегодно ИМП регистрируются у 150 млн человек, а затраты на лечение этих инфекций только в США составляют примерно 3,5 млрд долларов в год. ИМП у онкологических больных развиваются чаще и протекают тяжелее, чем у пациентов общего профиля. Особенно если этиологическим агентом инфекции являются нозокомиальные патогены. Материал и методы. Проанализирована этиология инфекций мочевыводящих путей у онкологических пациентов в период их пребывания в стационаре. Результаты. Представленные данные касаются наиболее проблемных с точки зрения антибиотикотерапии, резистентных микроорганизмов группы ESKAPE (энтерококки, золотистый стафилококк, кишечные палочки, клебсиеллы синегнойные палочки, ацинетобактеры). Даны сравнительные данные по чувствительности к различным антибиотикам и рекомендации по лечению, направленные на уменьшение селективного давления определенных групп антибиотиков, в частности карбапенемов.
Целью исследования является анализ десятилетних результатов органосохраняющего лечения с применением электронной интраоперационной лучевой терапии (ИОЛТ) и дистанционной гамма-терапии (ДГТ) у больных раком молочной железы (РМЖ). Материал и методы. В исследование включено 905 больных РМЖ T1–2N0–1M0 после комбинированного лечения с органосохраняющими операциями. В I группе (n=746) проводилась ИОЛТ в однократной дозе 10 Гр (24,8 Гр по изоэффекту) с последующей адъювантной ДГТ на молочную железу в стандартном режиме, средняя величина – СОД 46 ± 8,1 Гр, курсовая доза на область ложа удаленной опухоли – 60 изоГр (100 усл. ед. ВДФ). Во II (контрольной) группе (n=159) проводилась ДГТ на оставшуюся молочную железу в СОД 40–44 Гр и электронная терапия на область послеоперационного рубца: РОД 3,0–4,0 Гр, 3 фракции в нед, СОД 15–18 изоГр, курсовая доза – 58 изоГр. Результаты. Лучевые реакции I степени по шкале RTOG/EORTC в I группе отмечались у 413 (55,3 %), во II группе – у 71 (44,6 %) больной (р=0,2); II степени – в 76 (10,1%) и 43 (27 %) случаях (p=0,0002); III степени – у 18 (2,4 %) и 9 (5,7 %) больных соответственно (р=0,1). Поздние лучевые повреждения I и II степени наблюдались преимущественно в группе контроля в виде пигментации кожи и лёгкой индурации подкожной клетчатки. Местные рецидивы диагностированы в I группе у 11 (1,47 %), во II (контроль) группе – у 14 (8,8 %) больных. Десятилетняя безрецидивная вы- живаемость составила в I группе 97,3 ± 1,08 %, в группе контроля – в 88,96 ± 2,8 % (р<0,05). Показатели безметастатической выживаемости составили: 94,4 ± 2,7 и 90,46 ± 1,4 % соответственно (р><0,05). За- ключение. У больных РМЖ T1–2N0–1M0, получавших ИОЛТ и ДГТ в сочетании с органосохраняющими операциями, наблюдались значимо более высокие показатели безрецидивной и безметастатической выживаемости, при умеренной частоте ранних и поздних лучевых реакций. Ключевые слова: рак молочной железы, комбинированное лечение, интраоперационная лучевая терапия, органосохраняющие операции.><0,05). Показатели безметастатической выживаемости составили: 94,4 ± 2,7 и 90,46 ± 1,4 % соответственно (р<0,05). Заключение. У больных РМЖ T1–2N0–1M0, получавших ИОЛТ и ДГТ в сочетании с органосохраняющими операциями, наблюдались значимо более высокие показатели безрецидивной и безметастатической выживаемости, при умеренной частоте ранних и поздних лучевых реакций.
Цель исследования – оценка острой токсичности и эффективности методики ускоренного гипофракционирования химиолучевой терапии больных раком ротоглотки. Материал и методы. Клинические наблюдения представлены 54 пациентами с морфологически подтвержденным диагнозом первичного рака слизистой оболочки органов ротоглотки II–IV стадии. Всем пациентам проводилась неоадъювантная полихимиотерапия по схеме PF с последующей самостоятельной лучевой терапией. Использована методика облучения 2,4 Гр за фракцию пять раз в неделю до 62,4 Гр на зоны высокого риска и до 45,6–48 Гр на зоны низкого риска. Результаты. Ответ на неоадъювантную химиотерапию получен в 75,9 % случаев. Стабилизация процесса достигнута у 24,1 % больных. После ускоренной гипофракционированной лучевой терапии ответ опухоли отмечен у 50 (92,6 %), стабилизация – у 4 (7,4 %) пациентов. Полная регрессия выявлена у 38 (76,0 %), частичная – у 12 (24,0 %) больных с объективным ответом. Общая однолетняя выживаемость составила 83,8 %. Частота мукозитов III степени выявлена в 38 (70,4 %), II степени – в 16 (29,6 %) случаях. Вынужденный перерыв в лечении осуществлен у 33 (61,1 %) пациентов. В среднем длительность перерыва равнялась 14,2 ± 2,4 сут. Различия выживаемости у больных, пролеченных с перерывом и при непрерывном лучевом лечении, статистически незначимы (р=0,418). Общая однолетняя выживаемость составила 88,9 и 70,0 % соответственно. Заключение. Оценка краткосрочных результатов и первый опыт изучения методики ускоренного гипофракционирования 2,4 Гр для лечения рака ротоглотки не позволяет нам сделать однозначных выводов. Необходимо динамическое наблюдение за пациентами на предмет оценки поздней токсичности и долгосрочных результатов эффективности терапии.
Цель исследования – оценить эффективность анестезиологического пособия комбинацией ксенона и дексмедетомидина при операциях по поводу рака желудка. Материал и методы. В проспективное рандомизированное исследование включены 53 пациента с операбельным раком желудка II–III стадий, в возрасте 26–75 лет, ASA I–II, которым были выполнены операции в объеме гастрэктомии (n=21), субтотальной дистальной резекции желудка (n=32). В I (основной) группе (n=27) проводилась комбинированная анестезия ксеноном и дексмедетомидином в сочетании с эпидуральной аналгезией. Во II (контрольной) группе (n=26) проводилась анестезия севорфлюраном в сочетании с эпидуральной аналгезией. Проводился стандартный интраоперационный мониторинг по Гарвардскому стандарту. Эффективность сравниваемых методов анестезиологического пособия оценивали по уровеню АКТГ, СТГ, кортизола, IL-1β, IL-6 и СРБ и цитокиновому профилю. Результаты. Комбинация ксенона и дексмедетомидина в сочетании с эпидуральной аналгезией на всех этапах периоперационного периода характеризовалась значимым торможением системных воспалительных реакций и меньшим выбросом гормонов стресса как компонентов хирургической стрессовой реакции, выражающейся более низким уровнем провоспалительных цитокинов и соматотропного гормона. В основной группе отмечена меньшая частота послеоперационных нехирургических осложнений, обусловленных системной воспалительной реакцией. Заключение. Применение комбинированного анестезиологического пособия с использованием ксенона и дексмедетомидина при операциях по поводу рака желудка обеспечивает более адекватное течение периоперационного периода.
Наследственные мутации в генах BRCA1 и BRCA2 являются наиболее известными и изученными факторами риска карцином молочной железы и яичника. Цель исследования – анализ опыта BRCA1/2- тестирования больных раком яичника. Материал и методы. Проанализированы данные 222 больных раком яичника (РЯ), направленных на генетическое тестирование. Результаты. Генетический дефект в генах BRCA1/2 был выявлен у 60 (27 %) из 222 пациенток. В группе женщин без клинических признаков наследственной формы заболевания генетические дефекты BRCA1/2 были обнаружены у 11 (11 %) из 104 пациенток. BRCA1/2-ассоциированные карциномы характеризовались более поздней стадией заболевания и преобладанием низкодифференцированного серозного гистологического типа опухоли. Заключение. BRCA1/2-ассоциированные опухоли составляют значимую часть злокачественных новообразований яичника, что обусловливает целесообразность генетического тестирования для всех пациенток с РЯ. BRCA1/2-ассоциированные карциномы имеют клинические и морфологические особенности, которые необходимо учитывать при планировании терапии.
ЛАБОРАТОРНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глюкокортикоиды (GC) широко применяются в терапии рака молочной железы (РМЖ) в качестве средств сопроводительной терапии для снижения побочных эффектов цитостатических препаратов. При этом GС могут проявлять собственное про- или антипролиферативное действие на клетки РМЖ, в зависимости от их молекулярно-биологического подтипа, что, в свою очередь, может улучшать или ухудшать прогноз терапии. Кроме того, применение GC ведет к развитию побочных эффектов. Реализация биологического действия GC осуществляется путем активации глюкокортикоидного рецептора (GR) по двум механизмам: транс-репрессии, обусловливающей терапевтических эффект GC, и транс- активации, с которой связаны побочные эффекты, резистентность к цитотоксическим препаратам, а также прогрессия и метастазирование РМЖ. Ранее в нашей лаборатории было показано, что соединение класса селективных агонистов глюкокортикоидного рецептора (SEGRA) Compound A (CpdA) проявляет GR-зависимый противоопухолевый эффект на моделях гемобластозов in vitro, не запуская при этом механизм транс-активации GR. Цель исследования – изучение биологической активности CpdA в отношении РМЖ с различными молекулярными характеристиками на клеточных моделях in vitro. В ходе работы было показано антипролиферативное действие CpdA на клетки РМЖ различных молекулярно-биологических подтипов и его способность вызывать трансрепрессию GR-зависимых генов, не вызывая транс-активации. Сравнительный анализ эффектов CpdA и дексаметазона показал, что SEGRA потенциально являются более безопасными и эффективными препаратами как для использования в качестве средств поддерживающей терапии, так и для возможного адъюванта при проведении химиотерапии.
Введение. Опухолeассоциированные макрофаги (ОАМ) являются основными клетками врожденного иммунитета, которые регулируют взаимоотношения инфильтрирующих иммунокомпетентных клеток с опухолевыми клетками и с другими компонентами микроокружения, пролиферацию опухолевых клеток, ангиогенез, а также могут вовлекаться в реализацию ответа на химиотерапию. Целью исследования является оценка прогностической значимости экспрессии маркеров опухолеассоциированных макрофагов YKL39 и CCL18 в опухоли молочной железы до лечения. Методы. Было обследовано 96 больных с морфологически верифицированной инвазивной карциномой молочной железы неспецифического типа IIa–IIIb стадии (T1–4N0–3M0), которые в неоадъювантном режиме получали 2–4 курса химиотерапии. У больных оценивали 5-летнюю безметастатическую выживаемость. Уровень экспрессии генов YKL39 и CCL18 оценивали при помощи количественной ПЦР с обратной транскрипцией в режиме реального времени (qPCR) по технологии TaqMan в опухоли до лечения. При уровне экспрессии гена более 1 (больше, чем в нормальной ткани) говорили о гиперэкспрессии гена. Результаты. Уровень экспрессии изучаемых генов не зависел от основных клинико-патологических показателей заболевания. Выявлен существенно более высокий уровень экспрессии исследуемых генов у пациентов с отсутствием отдаленных метастазов в течение 5-летнего наблюдения после лечения. По методу Каплана – Майера было проведено сравнение безметастатической выживаемости у пациентов с гиперэкспрессией указанных генов в опухоли (группа YKL39+CCL18+) и с разным сочетанием низкого и высокого уровня экспрессии (YKL39– CCL18– , YKL39– CCL18+, YKL39+CCL18– ). Без признаков прогрессирования были живы 100 % (10 из 10) больных, имеющих YKL39+CCL18+ макрофагальный фенотип в опухоли, при YKL39+CCL18– фенотипе уровень 5-летней безметастатической выживаемости составил 85 %. Два макрофагальных фенотипа связаны с более низкой 5-летней безметастатической выживаемостью: при YKL39– CCL18+ фенотипе – 71 %, при YKL39– CCL18– фенотипе – 69 %. Полученные данные показали ассоциацию экспрессии маркеров ОАМ в опухоли с показателями безметастатической выживаемости у больных раком молочной железы, получавших предоперационное лечение.
ОПЫТ РАБОТЫ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Введение. Выбор адекватной тактики лечения и показатели выживаемости при злокачественных новообразованиях в значительной мере зависят от точности диагностики первичной опухоли. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в лечении рака гортани и гортаноглотки, многие аспекты этой проблемы до сих пор остаются нерешенными. Цель исследования – оценка диагностических возможностей радионуклидных методов в визуализации оценки распространенности злокачественных опухолей гортани и гортаноглотки. Материал и методы. В исследование было включено 40 пациентов с раком гортани или гортаноглотки, 10 больных с рецидивом опухолевого процесса, а также 20 человек с доброкачественной патологией гортани. В качестве радиофармпрепаратов использовались 99mTcметоксиизобутил изонитрил (МИБИ), 99mTc-Технефит и 99mTc-«Aлотех». Через 20 мин после введения 99mTc-МИБИ проводилась однофотонная компьютерная томография (ОФЭКТ). Детекцию сторожевых лимфатических узлов (СЛУ) проводили у 26 больных. Через 18 ч после введения 99mTc-Технефита или 99mTc-«Aлотех» выполнялась ОФЭКТ, через 24 ч осуществлялось интраоперационное выявление сторожевых лимфатических узлов при помощи гамма-зонда Gamma Finder II (США). Результаты. При выполнении ОФЭКТ с 99mTc-МИБИ удалось выявить патологическое образование в области гортани или гортаноглотки у 38 пациентов из 40. Накопление препарата в проекции лимфоузлов, пораженных метастазами, удалось визуализировать у 2 (17 %) человек из 12 обследованных. При визуализации СЛУ по данным ОФЭКТ у 26 пациентов выявлены 28 лимфоузлов, при интраоперационной детекции выявлен 31 СЛУ. Интенсивность включения лимфотропных препаратов в СЛУ при ОФЭКТ составляла 5–10 % от места введения, при интраоперационной радиометрии – 12–33 %. Заключение. ОФЭКТ с 99mTc-МИБИ является высокоэффективным методом диагностики злокачественных опухолей гортани и гортаноглотки, чувствительность, специфичность и точность данного метода составляют 95, 80 и 92 % соответственно. Использование 99mTc-Технефита и 99mTc-«Aлотех» для диагностики СЛУ при раке гортани и гортаноглотки характеризуется высокой эффективностью, при этом большей чувствительностью обладала интраоперационная детекция, которая составила 80 и 100 % соответственно.
Целью работы явилось улучшение результатов лечения больных с местнораспространенными рецидивами базальноклеточного и плоскоклеточного рака кожи лица. Материал и методы. Для лечения больных с местнораспространенными рецидивами рака кожи лица применён крио-лучевой метод, включающий проведение лучевой терапии РОД 2–2,5 Гр 5 дней в нед до СОД 60–70 Гр в сочетании с локальным охлаждением новообразования. Локальное охлаждение до температуры замораживания тканей производится с помощью криогенного аппарата жидким азотом по разработанной методике за 10–15 мин перед каждым сеансом облучения. Метод был применён по показаниям у 26 больных с местнораспространенными рецидивами базальноклеточного (n=21) и плоскоклеточного (n=5) рака кожи лица. Крио-лучевой метод не показан, если рецидив рака кожи возник после ранее проведенного лучевого лечения. Результаты. Полная регрессия опухоли достигнута у 23 (88,5 %) больных, остаточные опухоли были удалены хирургическим (n=2) и криохирургическим (n=1) методами. При последующем наблюдении в сроки от 2 до 14 лет рецидивы возникли у 3 (11,5 %) больных. Отмечены хорошие эстетические и функциональные результаты лечения. Заключение. Показана высокая эффективность крио-лучевого метода, получены хорошие эстетические, функциональные и отдалённые результаты.
ОБЗОРЫ
Тамоксифен является препаратом выбора при эндокринотерапии гормоноположительного рака молочной железы у женщин в репродуктивном периоде. Метаболическая активность тамоксифена в организме определяется активностью фермента CYP2D6, кодируемого одноименным геном: под действием фермента тамоксифен переходит в метаболически активную форму – эндоксифен. Фармакогенетическое тестирование гена CYP2D6 у пациентов с гормоноположительным раком молочной железы поможет прогнозировать эффективность терапии и оценить риск развития побочных эффектов в целях улучшения отдаленных результатов лечения.
Цель исследования – обобщение имеющихся данных о роли аутофагии и ангиогенеза в развитии, прогрессировании и оценке прогноза колоректального рака. Материал и методы. Поиск соответствующих источников производился в системах Medline, Cochrane Library, Elibrary. Из 340 найденных исследований 48 были использованы для написания систематического обзора. Результаты. На данный момент существует многообразие прогностических маркеров, используемых при изучении патогенеза, диагностике и лечении колоректального рака. В обзоре рассмотрены молекулярные механизмы участия различных белков аутофагии и ангиогенеза в патогенезе и прогрессировании коло- ректального рака, представлено потенциальное значение использования их в клинической практике. Заключение. Многие из существующих маркеров могут быть использованы при оценке не только прогноза, но и чувствительности к химиотерапии. Однако противоречивые результаты исследований в отношении некоторых белков требуют дальнейшего изучения, их валидации с последующим внедрением в практику.
СЛУЧАЙ ИЗ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Астроцитарная гамартома сетчатки (факома, астроцитома) – доброкачественная опухоль, представляющая собой разрастание глиальных астроцитов и кровеносных сосудов сенсорной части сетчатки. Впервые поражение глаз при туберозном склерозе (ТС) было описано в 1921 г. офтальмологом J. van der Hoeva. Характерная глиальная опухоль до настоящего времени считается классическим проявлением данного заболевания, но ретинальная астроцитома может наблюдаться и у практически здоровых людей молодого или детского возраста. Представлено клиническое наблюдение пациентки, 19 лет. На основании комплексного обследования с применением дополнительных методов диагностики, были впервые выявлены многочисленные гамартомы сетчатки правого глаза. При обнаружении с помощью офтальмоскопии такого образования на глазном дне необходимо использовать дополнительные методы диагностики для определения формы гамартом (кальцинированная или некальцинированная) и проведения дифференциальной диагностики с другими опухолями сетчатки и хориоидеи, а также для исключения патологических изменений в центральной нервной системе.
Диссеминированные высокодифференцированные нейроэндокринные опухоли (НЭО) характеризуются слабой чувствительностью к химиотерапии, и для лечения этих больных в основном применяют биотерапию и таргетные препараты. Стандарты 2-й и последующих линий лечения до настоящего времени не разработаны. Таргетный препарат бевацизумаб из группы VEGFR блокаторов активно изучается при высокодифференцированных НЭО. Для высокодифференцированных НЭО показано, что повышение экспрессии VEGF связано с метастазированием и уменьшением выживаемости без прогрессирования.
Представлено клиническое наблюдение пациентки 67 лет с лейомиосаркомой забрюшинного пространства и солитарным метастазом в легкое, которой выполнено хирургическое вмешательство в объеме расширенной нижней лобэктомии слева и комбинированной экстирпации опухоли забрюшинного пространства. Одновременный характер операции способствовал быстрой реабилитации пациентки и сократил сроки госпитализации. Данное наблюдение демонстрирует обоснованность и эффективность применения вмешательств у подобных пациентов, а удаление метастазов лейомиосарком в легкие необходимо рассматривать как неотъемлемый компонент комплексного лечения, что позволяет добиться 5-летней выживаемости у 32 % больных.
ЮБИЛЕЙ
ISSN 2312-3168 (Online)